[ПОЛИТИКА] [РЕГИОН] в фокусе [ЭНЕРГО] блок [ЭНЕРГИЯ] стиля [КОМПАНИЯ] [ОБЩЕСТВО]
 
Поиск по сайту:
 
Панель управления
     
   
•   Энергополис » 2010 год » Ставка на закон  
 

 
 




Ставка на закон
Раздел: 2010 год, Июль, Август, ЭНЕРГОблок
 
Ставка на законС 22 по 24 июня в Москве состоялся Первый международный экономический форум «Энергоэффективность в России». Он был организован компанией Аdam Smith Conferences, работающей в нашей стране с 1992 года. Во время работы форума корреспонденту «Энергополиса» удалось побеседовать с Леонидом Алексеевым, заместителем руководителя Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ. По мнению Леонида Алексеева, успешность реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в России во многом будет зависеть от качества и своевременности принятия подзаконных актов.

- Леонид Викторович, почему именно вашему департаменту дано задание реализовать на практике основные направления закона об энергоэффективности?

– Я постараюсь кратко осветить те вопросы, которыми сейчас озабочено Министерство регионального развития в сфере энергосбережения, особенно в свете недавно вышедшего закона. Наибольший технический потенциал повышения энергоэффективности в целом экономики Российской Федерации (порядка 76 млн. тонн условного топлива) приходится на жилые здания. Это чуть меньше четверти от всего объема технического потенциала энергосбережения в России. И более того, в связи с тем, что строительная отрасль не стоит на месте, а развивается и совершенствуется, мы замечаем, что в домах, которые построены в советское время, но относительно недавно, после 1975 года, энергоемкость систем отопления в три раза меньше, чем в домах, скажем так, более ранних годов постройки. Соответственно, снижение энергоемкости в жилищном секторе тоже достигает трехкратного снижения, из чего можно сделать вывод, что в жилищном секторе заложен большой потенциал снижения энергоемкости.

Еще одна причина, заставляющая нас задуматься о том, как сделать жилой сектор наиболее эффективным, – это то, что он потребляет больше половины всей тепловой энергии, производимой на территории Российской Федерации, с учетом того, что мы больше половины года находимся в достаточно суровых климатических условиях.

На сегодняшний день стоимость коммунальных услуг электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения и отопления составляет до 70% в общем наборе всех жилищных коммунальных услуг. И в этом секторе мы подходим уже к 100%-ному финансированию потребителями и населением стоимости поставляемых услуг. Что, с одной стороны, требует повышения эффективности их использования, и с другой стороны, является экономическим стимулом для потребителей, граждан при проведении мероприятий по энергосбережению.

Но основные причины, с которыми нам следует бороться и которые называют энергорасточительностью в жилых зданиях, – это низкое качество строительства и последующей эксплуатации жилых домов, изношенность и устаревание систем теплоснабжения и коммунальной инженерии, отсутствие приборов учета, которые позволяют своевременно выявлять сверхнормативные утечки и потери, и приборов регулирования, не позволяющих расточительно потреблять электричество и воду. Ведь есть разумный уровень потребления ресурса, и, если расход ресурсов в жилом доме превосходит этот разумный уровень, соответственно, следует выявить, где это произошло, и устранить причину, а это в первую очередь достигается учетом.

– Что сегодня делается Министерством регионального развития для реализации Закона об энергосбережении?

– Для реализации Закона об энергосбережении мы работаем по трем направлениям: стимулирование потребителей в части установки приборов учета и стимулирование к экономии и оплате энергоресурсов, повышение энергоэффективности при эксплуатации уже имеющегося жилого фонда и в процессе строительства, общее методическое руководство деятельностью по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Конечно, мы существенно отстаем от тех темпов, которые были заданы самим законом: требовалось принятие большинства нормативных актов до 1 мая, а некоторых в еще более ранние сроки, поскольку мы столкнулись с тем, что закон был издан весьма спешно. Но здесь мы пользуемся неоценимой поддержкой и международных специалистов, и консультантов в лице Европейского банка и международной финансовой корпорации, что существенно облегчает нашу работу и позволяет сделать ее более качественной.

Добавлю, если у широкой и профессионально подготовленной общественности появятся какие-то существенные предложения, они могут быть рассмотрены в случае, если это будет принципиально важным и необходимым для повышения энергоэффективности жилых зданий, и они тоже будут нами учтены в процессе подготовки документов.

– В 1996 году уже был принят Закон об энергосбережении, который тоже каким-то образом стимулировал разработку и утверждение региональных программ энергосбережения.

– Но сама тема энергосбережения не была поднята на такую высоту в нашей стране, как сейчас, и не рассматривалась на самом высоком уровне. Сегодня, с одной стороны, существующие региональные программы достаточно просто укладываются в новые требования, с другой – законом предписано всем субъектам Российской Федерации до 1 августа текущего года утвердить региональные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Мы, со своей стороны, подготовили необходимые документы и разместили их на официальном сайте. В том числе утвержден приказ о методике определения целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения.

Собственно, законодательно установлены только два основных требования к региональным и муниципальным программам: обязательно требуется наличие целевых показателей в каждой программе – и в региональной, и в муниципальной (перечень установлен постановлением правительства), и обязательно должен быть перечень мероприятий по энергосбережению: что именно будет делаться в регионе для того, чтобы повышать энергоэффективность, и сроки выполнения этих мероприятий.

Наша главная задача – это снижение энергоемкости ВВП к 20-му году на 40% по сравнению с тем уровнем, который был зафиксирован в 2007 году. Целевые показатели энергоэффективности, обозначенные в документе, носят динамический характер, то есть должны ориентироваться на общий уровень снижения энергоемкости.

– Старые сети – одна из главных проблем, которую нужно решать для того, чтобы инфраструктура отвечала не просто современным требованиям по энергосбережению, но чтобы был задел и на будущее.

– Да, это вопрос немаловажный. И он у нас в комплексной программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года рассмотрен достаточно пристально и подробно. Проблема действительно заключается в том, что поставка ресурсов по тепловым сетям, оказание услуг по водоснабжению, качество этих услуг существенным образом зависят именно от сетей.

Первое, что требуется, – это разработка комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры. Наличие этой программы, с одной стороны, является обязательным условием для того, чтобы регион, имеющий такую программу, смог участвовать в реализации мероприятий нашей федеральной целевой программы по модернизации до 2020 года жилищно-коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, именно с помощью этой программы будет определяться и степень изношенности сетей, и объекты, которые требуют замены, и порядок, ход этой замены. Без такой программы проведение мероприятий на одном объекте дает только половинчатую, а может быть, даже и меньшую долю эффекта.

Поэтому проблема требует первоочередного внимания именно в госорганах местного самоуправления, которые и ответственны за тепло-, электро-, газо-, водоснабжение в соответствии с законом об общих принципах организации местного самоуправления. Финансирование региональных программ предусмотрено из двух источников. Это поддержка из госбюджета, но при условии обязательного софинансирования из регионального и местного бюджетов, и внебюджетные источники, поскольку инвестиции в тепловые сети действительно менее окупаемые, чем инвестиции в тепловые источники.


Ставка на закон
Структура технического потенциала повышения энергоэффективности (млн. тут)



– Какие условия будут созданы Минрегионразвития для инвесторов в жилищный сектор?
– Поскольку у нас поставка коммунального ресурса находится в сфере государственного регулирования, то и привлечение инвесторов осуществляется в первую очередь стимулирующими мерами в виде установления тарифов, а с 2012 года предусматривается переход на долгосрочное тарифное регулирование.

В отдельных сферах предусматривается переход к методу доходности инвестированного капитала. Доход инвестора будет определяться не количеством договоренностей с высшими руководителями регулирующих органов, а объемом проинвестированных средств и установленной нормой доходности на инвестированный капитал, а также экономией на операционных расходах.

Кроме всего перечисленного, я хочу еще сказать о деятельности фонда содействия реформированию ЖКХ, которая позволила на сегодня в большинстве регионов уйти от дотационности и перекрестного субсидирования в коммунальной инфраструктуре, поэтому инвесторы, в свою очередь, могут рассчитывать на получение 100%-ного возмещения своих расходов в части восстанавливаемых тарифов.

Беседовала Едена Гудкова
  • 0
 (голосов: 0)


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Навигация
 
  • О журнале
  • Подписка и распространение
  • Рекламодателям
  • Выставки
  • Партнеры
  • Архив номеров
  • Текущий номер

    Энергополис №7-8(71-72)
    июль-август 2013


    Наш Опрос
     

    Да, нужно хоть как-то бороться
    Нет, с этим бесполезно бороться
    Нет, это зависит от менталитета


    Популярное
     
    Архив новостей
     
    Август 2013 (1)
    Июнь 2013 (9)
    Май 2013 (51)
    Апрель 2013 (50)
    Март 2013 (32)
    Февраль 2013 (42)
    Связь с редакцией
     

    (495)663-88-61

    Наши друзья
     
    Интересное
    Украина в топ-50 стран по інклюзивністю экономического развития

    Украина на 49 месте по индексу инклюзивности экономического развития, который оценивает степень распространенности положительных эффектов экономического роста на все слои населения. Украина заняла 49 ...

    Китай в 2017 г. увеличил потребление электроэнергии на 6.6%

    Потребление электроэнергии в Китае, считающееся одним из основных параметров оценки экономической активности в стране, по итогам 2017 года увеличилось на 6,6% и достигло 6,31 трлн кВт/ч, ...

    В 2018 году ЕЭСК отремонтирует в Екатеринбурге 50 энергообъектов и 140 км ЛЭП

    Екатеринбургская электросетевая компания приступила к реализации ремонтной программы 2018 года с целью повышения надежности работы оборудования городских электрических сетей. В текущем году ЕЭСК ...

     
    Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |  
    COPYRIGHT © 2010 МедиаЦентр All Rights Reserved.
     
    Яндекс цитирования    
     

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.