[ПОЛИТИКА] [РЕГИОН] в фокусе [ЭНЕРГО] блок [ЭНЕРГИЯ] стиля [КОМПАНИЯ] [ОБЩЕСТВО]
 
Поиск по сайту:
 
Панель управления
     
   
•   Энергополис » 2010 год » Центр управления информатизацией  
 

 
 




Центр управления информатизацией
Раздел: 2010 год, Октябрь
 
Центр управления информатизациейАлександр Митрейкин,
начальник отдела государственных информационных ресурсов и научно-технической политики Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ

Министрество энергетики России в течение двух лет ведет работу по выстраиванию информационных потоков, упорядочиванию этих потоков в целях формирования государственных информационных ресурсов и установления общих единых правил информационного взаимодействия участников топливно-энергетического комплекса России.

Что касается комплексного подхода к информатизации, то здесь следует отметить несколько аспектов. Первый аспект – это комплексность и системность решения вопроса. Опыт показывает, что такие дисциплины, как системный анализ и системный подход, дают не те результаты, которых мы ожидали. Понятно, что есть аспекты, касающиеся аппаратного обеспечения, программного обеспечения, мотивации участников и финансирования процесса. Не секрет, что в энергетике, топливно-энергетическом комплексе России используются различные традиционные системы с различным назначением. Это могут быть АСУТП, АСПИ, системы класса ERP, SRM и др. Несмотря на кажущееся разнообразие применяемых систем, в ТЭК России не существует единой информационной системы, нет единой концепции построения информационных потоков. Применение информационных систем в большей части разрозненно, носит лоскутный характер. Только в крупнейших энергетических компаниях, таких как «РусГидро», «ИнтерРАО», практикуется более или менее комплексный подход по развитию и внедрению ИКТ, созданы департаменты, управления, отвечающие за стратегию. Однако на государственном уровне эта проблема до сих пор находится в стадии решения.

Можно выделить следующие основные проблемы и задачи развития информационных технологий. Это отсутствие нормативно-правовой базы, недостаточность существующих нормативно-правовых актов, необходимость создания единой информационной системы, к которой будут подключены и которую будут использовать все участники, необходимость решения вопросов информационной безопасности, вопросов обеспечения надежности и безопасности энергетических объектов, в том числе связанных с вопросами обеспечения безопасности АСУТП и прочих используемых систем. Основные задачи – реализация комплексного подхода, координация действий участников процесса развития информационных технологий.

Текущее состояние информационно-аналитического обеспечения функционирования ТЭК России можно определить следующим образом. Центром управления комплексом отраслей в соответствии с существующей нормативной базой является Минэнерго России. Минэнерго должно стать ключевым звеном при организации информационного взаимодействия ТЭК России. На него возложено осуществление следующих функций: функция по формированию использования и распоряжение государственными информационными ресурсами ТЭК, функция по созданию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В соответствии с Федеральным законом № 261 от 23 ноября 2009 года взаимодействие с внешними субъектами информационными обмена до настоящего момента по ряду объективных и субъективных причин основано на сборе информации по запросам и договоренностям с ведомствами, организациями ТЭК. На постоянной основе Минэнерго России осуществляет взаимодействие лишь с Росстатом, в том числе посредством использования создаваемой в настоящее время единой ведомственной информационно-статистической системы.

Информационное взаимодействие также осуществляется на базе заключенных соглашений об информационном обмене с МЧС России. Это не самый эффективный способ получения информации. Некоторая информация собирается силами сотрудников Минэнерго, в частности пресс-службой. Что касается внутренних информационных потоков, то можно сказать, что Минэнерго достигло чуть больших успехов. При организации внутреннего информационного взаимодействия используется ряд существующих и действующих информационных систем, в частности ведомственная информационная система, которую ввели в эксплуатацию в конце марта 2010 года, а также система информационно-аналитической деятельности Минэнерго, которая введена в опытную эксплуатацию в мае этого года. При этом основным модулем ведомственных информационных систем является модуль регистрации и контроля за исполнением документов, то есть, по сути, электронный документооборот с определенными особенностями министерства.

Система информационно-аналитической деятельности в нынешнем виде является, по сути, базой данных, и ограничена по объему. Для того чтобы к ней получить доступ, необходимо использовать точно такие же. Две указанные системы, к сожалению, не имеют общего интерфейса, функционируют практически автономно, что не позволяет организовать полноценное информационное взаимодействие. Если рассмотреть взаимодействие иногородних служащих, то также можно прийти к выводу, что информационное взаимодействие не упорядочено, взаимодействие с госорганами, с МИИ, с информационными интеграторами, с прочими организациями ТЭК происходит хаотично. Все вышесказанное подтверждает, что вести речь об эффективном информационном взаимодействии участников ТЭК в таких условиях мы не можем.

К основным проблемам информационно-аналитического обеспечения ТЭК можно отнести отсутствие достоверных информационных источников. Так, до сих пор используется бумажный документооборот, хотя в министерстве функционирует межведомственная система электронного документооборота, и в ее рамках часть задач уже решается, но некоторые технические сложности и сложности организационного характера не позволяют развивать полноценный обмен электронными документами. Надеюсь, что с этой проблемой министерство и ведомства справятся к концу года.

Одним из основных вопросов является развитие необходимой нормативно-правовой базы и финансирование.

Относительно Минэнерго России можно сказать, что информация в настоящее время поступает соответствующим службам недостаточно оперативно и нерегулярно, информационные потоки не упорядочены.

В начале сентября было принято решение Министерством энергетики об образовании рабочей группы для разработки концепции отраслевой информационно-аналитической деятельности ТЭК. Что это такое, чем займется эта группа и что мы должны получить? Основная задача рабочей группы – это разработка упомянутой концепции. Рабочая группа является совещательным органом с ограниченным составом, однако в 422-м приказе Минэнерго от 2 сентября этого года отмечено, что к деятельности рабочей группы будут привлекаться соответствующие эксперты. Несмотря на то что рабочая группа – орган совещательный, в ее задачи входит разработка управленческих решений для руководства министерства, которые будут обязательными для исполнения всеми участниками. Концепция, которую мы собираемся разработать, должна учитывать существующие информационные потоки, предусматривать проведение анализа и исследований, включать экспертную оценку, а также должна предусматривать информационное взаимодействие всех участников ТЭК России. Порядок деятельности рабочей группы определяет соответствующий регламент. Рабочая группа должна собираться раз в две-три недели с целью предоставления результатов работы, планирования дальнейшей деятельности. Планируется получение первых результатов по созданию концепции примерно через полгода. В концепции мы хотели бы определить требования к желаемому состоянию информационно-аналитической деятельности и информационных потоков ТЭК России, согласовать и утвердить соответствующую нормативно-правовую базу отраслевой информационно-аналитической деятельности. Это будут, скорее всего, приказы и распоряжения, а также поправки к действующему законодательству, чтобы обеспечить реализацию положений концепции. К сожалению, не всегда инициатива воспринимается позитивно как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны различных министерств и ведомств. В результате разработки концепции хотелось бы получить общую политику информационно-аналитической деятельности ТЭК России.

Результатом комплексного подхода, применения системного подхода к информатизации Мин-энерго России должно стать формирование на базе нашего министерства информационного отраслевого центра, предусматривающего сбор информации, анализ и использование этой информации. Сбор будет происходить не так, как сейчас, – хаотично, а с использованием информационных систем, возможно, даже в автоматическом режиме.

Что касается внутренних информационных потоков Минэнерго России, также планируется их упорядочить на базе расширения и создания полноценной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Минэнерго. В частности, к концу этого года будут завершены работы по созданию экспертного портала. Информационное взаимодействие госслужащих также будет осуществляться на уровне системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Минэнерго, что позволит организовать эти информационные потоки логично, упорядочить их, сделать информационное взаимодействие при формировании управленческих решений в рамках министерства более быстрым.

Несколько слов про концепцию. Основная задача концепции определена: координация, организационное нормативное обеспечение развития использования информационных технологий ТЭК России из единого центра. В качестве такового сейчас выступает Минэнерго России. Минэнерго надеется, что концепция станет одним из основных инструментов, поддерживаемых в том числе и бизнес-сообществом, реализацией государственной энергетической политики в сфере информационных технологий. Минэнерго России приглашает к участию всех участников отрасли ТЭК и IT-сообществ.
  • 0
 (голосов: 0)


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Навигация
 
  • О журнале
  • Подписка и распространение
  • Рекламодателям
  • Выставки
  • Партнеры
  • Архив номеров
  • Текущий номер

    Энергополис №7-8(71-72)
    июль-август 2013


    Наш Опрос
     

    Нефтегазовая отрасль
    Угольная промышленность
    Генерация энергии (тепловая и гидро)
    Атомная энергетика
    Учет и сбыт энергии
    Передача энергии
    Оборудование или услуги для предприятий ТЭК
    ЖКХ
    Промышленность
    Прочее (относится к ТЭК)
    Прочее


    Популярное
     
    Архив новостей
     
    Август 2013 (1)
    Июнь 2013 (9)
    Май 2013 (51)
    Апрель 2013 (50)
    Март 2013 (32)
    Февраль 2013 (42)
    Связь с редакцией
     

    (495)663-88-61

    Наши друзья
     
    Интересное
    СГК перевыполнит годовой план по ремонту теплосетей Красноярска

    Сибирская генерирующая компания завершает ремонт теплосетей города. Специалисты Красноярской теплотранспортной компании (КТТК) закончили работы на 13,2 км трубопроводов из запланированных 13,6 км. ...

    Потребление электроэнергии в Украине за 10 мес. 2017 г. увеличилось на 0.9%

    Потребление электроэнергии в Украине в январе-октябре 2017 года с учетом технологических потерь в сетях увеличилось на 0,9% (на 1 млрд 133,7 млн кВт-ч) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – ...

    На Ростовской АЭС завершились работы по борной промывке реактора пускового энергоблока №4

    На Ростовской АЭС специалисты «Атомтехэнерго» и Ростовской АЭС согласно графику подготовки к этапу «Физический пуск» завершили работы по борной промывке реактора пускового энергоблока №4. После ...

     
    Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |  
    COPYRIGHT © 2010 МедиаЦентр All Rights Reserved.
     
    Яндекс цитирования    
     

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.