[ПОЛИТИКА] [РЕГИОН] в фокусе [ЭНЕРГО] блок [ЭНЕРГИЯ] стиля [КОМПАНИЯ] [ОБЩЕСТВО]
 
Поиск по сайту:
 
Панель управления
     
   
•   Энергополис » 2011 год » До субъектов не доходит  
 

 
 




До субъектов не доходит
Раздел: 2011 год, Ноябрь, [ОБЩЕСТВО]
 
До субъектов не доходитПоследние пару лет региональные бюджеты и их состояние нечасто попадали в новости федерального уровня. С одной стороны, регионам уже не требовалось усиленных реанимационных действий на фоне резкого падения их собственных доходов, как это происходило в 2008–2009 годах. С другой – высокая планка социальных расходов, заданная из центра, и ограниченные возможности финансирования на долговом рынке просто не позволяли регионам много тратить.

В этом году совокупный дефицит местных бюджетов, скорее всего, не превысит 50 млрд. рублей, это порядка 1% их расходов и в 2,5 раза меньше прошлогоднего дефицита (надо, впрочем, понимать, что в эту цифру уже включены по доходным статьям все дотации регионам). На 30–40% выросли поступления от НДФЛ и налога на прибыль – костяка бюджетов крупнейших российских регионов. В результате регионы получили излишки средств. Как ими распорядиться??

Премьер-министр РФ Владимир Путин рекомендовал российским регионам направлять около 80% дополнительных доходов в резервы. Такое указание он дал на заседании правительства. «В каждом регионе в резервы должен направляться такой же объем допдоходов, как и в федеральном бюджете. И посмотрите, чтобы эти рекомендации дошли до глав субъектов», – обратился Путин к и. о. министра финансов Антону Силуанову.

Рекомендации главы правительства у нас обсуждать не принято, но вопрос о том, должна ли долговая и резервная политика регионов быть калькой с политики Федерации, – весьма интересный и важный.

При всем при том аналогии здесь совершенно неуместны в силу разных источников налоговых поступлений, структуры обязательств и роли федерального бюджета и региональных бюджетов. Для финансовой политики регионов действуют совершенно иные критерии разумности и адекватности.

Постоянно обсуждаются жизнь и инвестиции суверенных фондов Сингапура или Норвегии, но, если говорить о регионах, вспоминаются только Фонд Аляски и фонды эмиратов – членов ОАЭ. В обоих случаях у бюджетов неадекватно высокая зависимость от цены на нефть, к тому же ОАЭ – исключительно слабая федерация. В случае финансовых проблем простому эмиру можно рассчитывать на богатых соседей (что мы и видели в 2009–2010 годах), но не на федеральный уровень. С другой стороны, погрязшие в долгах (доходящих до 200% от собственных доходов земельного бюджета) премьеры германских земель или губернаторы американских штатов могут позавидовать российским коллегам, у которых уровень долга, согласно Бюджетному кодексу РФ, не может превышать 100%, а у большинства он значительно меньше.
Федеральный бюджет России формируется преимущественно за счет НДС, налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин, которые сильно привязаны к динамике экспорта вообще и уровню цен на нефть в частности. Региональные бюджеты формируются, как правило, из налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Существуют целевые и нецелевые федеральные программы по выравниванию финансового положения региональных бюджетов. Львиная доля социальных расходов и выплат льготникам была передана на региональный уровень еще в рамках законодательства о монетизации льгот, но все равно обеспечивается трансфертами из федерального бюджета. Долгосрочные социальные программы – например, покрытие дефицита пенсионной системы – также висят на федеральном бюджете. Кроме того, у Российской Федерации нет богатого дядюшки, который поможет стабилизировать бюджет, если внешний рынок закроется для займов, а расходы резко возрастут (как это было в кризис). Для регионов эту функцию выполняет федеральный бюджет – и на страновом уровне происходит лучшая диверсификация общих рисков. Большинство регионов слабо зависят от сырьевых рынков, а в кризис испытывают общие проблемы. При этом в кризис более развитые и менее зависимые от федеральных дотаций области и республики потеряли в доходах больше слабейших.

Самое же главное, что не только в России, но и в большинстве государств функция регионов и муниципалитетов – в первую очередь обеспечение экономического развития своих территорий и создание благоприятной среды для жизни граждан и деловой активности. Многие исследования показывают, что низкие госрасходы и низкий уровень долга не способствуют росту доходов населения и ВРП. Даже если посмотреть на соседние российские области с похожей структурой экономики (Свердловская область против Челябинской до смены губернаторов, Краснодарский край), регионы с более активной финансовой политикой и большими уровнями госрасходов и госдолга росли быстрее.

Естественно, все это относится к разумным уровням долга и расходов и не берет в расчет экстремальные случаи. Альтернативой для стимулирования экономики могли бы быть налоговые льготы, но возможности регионов в этой сфере ограничиваются скидкой по налогу на прибыль и льготированием отдельных категорий малых и средних предприятий, использующих упрощенку. На социальные взносы, НДС и НДФЛ регионы влиять не могут вообще. Обязывать их создавать резервы вместо стимулирования роста своей экономики при отсутствии избыточно высокого уровня долга по меньшей мере странно.

Конечно, какой-то запас на покрытие кассовых разрывов никому не мешает, хотя кредитные линии с хорошей ставкой могут это заменить. Но даже аналог федерального Резервного фонда представляется сомнительным, так как снижает возможности регионов по финансированию инфраструктуры и модернизации бюджетного сектора. Досрочный выкуп госдолга, возможно, актуален для Москвы, имеющей огромные излишки средств и потенциальные доходы от приватизации. Но для большинства регионов, у которых бюджеты не слишком сильно зависят от сырьевых доходов, а рейтинг и кредитная история позволяют привлекать займы, поддержание высокого уровня резервов просто не нужно. Даже в самых развитых регионах России еще много лет будет достаточно проблем в сфере компетенции субъекта Федерации, и контрпродуктивно солить налоговые поступления, вместо того чтобы расширять налоговую базу.

Возможно, следовало бы дать регионам больше пространства для маневра – разрешить им снижать не только налог на прибыль, но и другие налоги. Не исключено, что когда-нибудь законодатель придет и к этому. Но пока налоговая система остается относительно неизменной (ее адекватность требует отдельного обсуждения), а регионы не заставляют обслуживать долгосрочные расходы – например, пенсионные программы для бюджетников; максимум, что требуется, – небольшой запас денег на покрытие кассовых разрывов. Регионы живут в жестких рамках федерального бюджетного законодательства и имеют право рассчитывать, что в случае серьезных бюджетных проблем на помощь придет Федерация.

Для федерального Минфина накопительство – правильная политика, направленная на долгосрочную финансовую стабилизацию. А вот властям регионов, несмотря на указание из Центра, вряд ли стоит превращаться в скупых рыцарей с недофинансированной социалкой и раздутым региональным аналогом ФНБ. Фактически указание, данное Владимиром Путиным, приведет к замедлению развития российских областей и углублению пропасти между богатым центром и бедными регионами.

Иван Понырев
  • 0
 (голосов: 0)


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Навигация
 
  • О журнале
  • Подписка и распространение
  • Рекламодателям
  • Выставки
  • Партнеры
  • Архив номеров
  • Текущий номер

    Энергополис №7-8(71-72)
    июль-август 2013


    Наш Опрос
     

    Борьба государства за снижение ДТП
    Неспособность государства иначе повлиять на сознательность водителей
    Очередное выкачивание денег
    Попытка сделать "Как у них"
    Очередная ерунда, которую наши люди сумеют "обойти"


    Популярное
     
    Архив новостей
     
    Август 2013 (1)
    Июнь 2013 (9)
    Май 2013 (51)
    Апрель 2013 (50)
    Март 2013 (32)
    Февраль 2013 (42)
    Связь с редакцией
     

    (495)663-88-61

    Наши друзья
     
    Интересное
    Полимерные изоляторы — мифы, в которые мы верим

    Вот уже 60 лет, как впервые были применены полимерные изоляторы наружной установки. За это время, не сумев покорить рынок, они обросли целой гроздью «мифов» — заблуждений, в которых нас убеждают ...

    Полимерные изоляторы — мифы, в которые мы верим

    Вот уже 60 лет, как впервые были применены полимерные изоляторы наружной установки. За это время, не сумев покорить рынок, они обросли целой гроздью «мифов» — заблуждений, в которых нас убеждают ...

    Студент нашел новый способ переработки пластика

    При помощи радиации пластмассы можно разлагать на более безвредные для природы соединения. Студент открыл новый экологичный способ переработки пластика. Об этом сообщается на официальном сайте ...

     
    Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |  
    COPYRIGHT © 2010 МедиаЦентр All Rights Reserved.
     
    Яндекс цитирования    
     

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.