[ПОЛИТИКА] [РЕГИОН] в фокусе [ЭНЕРГО] блок [ЭНЕРГИЯ] стиля [КОМПАНИЯ] [ОБЩЕСТВО]
 
Поиск по сайту:
 
Панель управления
     
   
•   Энергополис » 2009 год » ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ  
 

 
 




ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Раздел: 2009 год, Сентябрь, [РЕГИОН] в фокусе
 
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИНаша страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря мощному топливно-энергетическому комплексу и значительным запасам энергетических ресурсов. Но для стабильного обеспечения экономики и населения России всеми видами энергии необходима долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны – цель энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ.

Интервью Сергея Макухи, заместителя директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России, журналу «Энергополис».


– Почему именно сейчас возник острый интерес к проблемам энергосбережения и энергоэффективности?

– Россия входит в число тех немногих стран мира, в которых уже разведанные запасы ископаемых топливно-энергетических ресурсов обеспечат энергетическую безопасность на многие годы вперед.

Однако проблема заключается в том, что их добыча и переработка в электрическую и тепловую энергию требуют все больше инвестиций. Топливные ресурсы дорожают, а вместе с ними дорожает и теряет конкурентоспособность продукция отечественного производства.

Задачи кардинального улучшения и дальнейшего развития процесса формирования и реализации политики энергосбережения сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Этот документ стал стратегической основой деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти в сфере производства и потребления энергетических ресурсов.

Принята к исполнению основная целевая установка указа: снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% по отношению к 2007 году.

Концепцией долгосрочного социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года определен стратегический комплекс приоритетных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» сформулированы задачи исполнительной власти на краткосрочную перспективу.


– Какие важнейшие направления выделяет Минэнерго России в этой широчайшей, всеохватывающей проблеме?

– Минэнерго России разработан и выполняется комплекс первоочередных мероприятий по реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики. Определены следующие направления деятельности:

  • разработка современной нормативно-правовой базы;


  • формирование организационных структур повышения энергоэффективности;


  • государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса;


  • взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;


  • информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.



  • По указанным направлениям ведется активная работа. Разработаны и 21 ноября 2008 года приняты Государственной думой в первом чтении проекты федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики».

    В настоящее время законопроекты дорабатываются ко второму чтению в соответствии с поправками, поступившими от депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, федеральных, региональных органов власти, предприятий и общественных организаций.

    По инициативе Минэнерго России создан межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энерго-
    сбережению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства.

    В начале июля этого года состоялось расширенное заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. Президентом Российской Федерации по итогам этого заседания дан ряд поручений, в том числе:

    сформировать целостную систему управления процессом повышения энергетической эффективности российской экономики, обеспечивающую распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также их взаимодействие;

    разработать необходимые нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие обязательные требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, в связи с подготовкой проекта федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;

    разработать и утвердить государственную программу повышения энергетической эффективности на период до 2020 года и предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета начиная с 2010 года;

    разработать меры, обеспечивающие начиная с 2010 года планирование главными распорядителями бюджетных средств расходов бюджета на оплату энергетических ресурсов, исходя из требований повышения энергетической эффективности;

    выработать меры, направленные на развитие российского рынка энергоэффективного оборудования и приборов учета энергии, а также представить предложения по поддержке их разработки и производства в Российской Федерации;

    разработать комплекс мер по модернизации мощностей тепловой энергетики, в том числе путем перевода их в режим когенерации тепловой и электрической энергии и другие.

    Над выполнением этих поручений сегодня активно работают Минэнерго России и другие федеральные органы исполнительной власти.


    – Какова законодательная база проблемы?

    – Существующая законодательная база не отвечает современным требованиям.

    Основные принципы политики энергосбережения в Российской Федерации были сформированы на основе Федерального закона от 3 апреля 1996 года № 35-ФЗ «Об энергосбережении». Они предусматривали:

  • приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);


  • осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;


  • обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;


  • включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;


  • сертификацию топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;


  • сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;


  • заинтересованность юридических лиц – производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.


  • На основании указанного федерального закона уже к 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий (более 5600), потребляющих более 6 тыс. т у.т./год.

    Однако в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции. Поэтому была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и электротехнических товаров массового спроса.

    После административной реформы 2004 года функции по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения не были закреплены ни за одним федеральным органом исполнительной власти.

    Сейчас, как уже говорилось выше, подготавливаются ко второму чтению в Государственной думе проекты федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики».

    Разработан и в июле этого года введен в действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании», в соответствии с которым показатели энергоэффективности предъявляются в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.


    – Изучался ли опыт зарубежных стран?

    – Безусловно, мы изучаем положительный зарубежный опыт в сфере энергоэффективности и сотрудничаем с рядом зарубежных стран. Только за последние месяцы был подписан ряд новых международных документов. В их числе – меморандумы о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии между Минэнерго России и:

  • Министерством экологии, энергетики, устойчивого развития и обустройства территории Французской Республики;


  • Министерством экономического развития Итальянской Республики;


  • Министерством экономики, торговли и промышленности Японии.



  • – Когда и где будут реализовываться проекты Российско-Немецкого энергетического агентства?

    – Российско-Немецкое энергетическое агентство образовано в соответствии с договоренностями по итогам переговоров Президента Российской Федерации с федеральным канцлером Германии госпожой Меркель. В июле этого года в Мюнхене в ходе 11-го раунда российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне были подписаны учредительные документы Российско-Немецкого энергетического агентства, и сейчас идет формирование проектов по повышению энергоэффективности.


    – В связи с крайней важностью проблемы энергоэффективности и энергосбережения не считает ли Минэнерго России необходимым выпуск информационного бюллетеня по проблеме?

    – Информационному обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности мы придаем крайне большое значение. Мы считаем, что здесь необходимо задействовать весь арсенал средств массовой информации, в том числе:

  • создание государственной системы информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;


  • организацию публикации в государственных печатных средствах массовой информации тематических материалов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;


  • информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств, компьютерной и организационной техники, зданий, строений, сооружений;


  • распространение информации о потенциале энергосбережения и мерах повышения энергетической эффективности в сферах жилищно-коммунального комплекса;


  • организацию выставок энергоэффективных устройств (оборудования) и технологий.
    • 0
     (голосов: 0)


    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
    Навигация
     
  • О журнале
  • Подписка и распространение
  • Рекламодателям
  • Выставки
  • Партнеры
  • Архив номеров
  • Текущий номер

    Энергополис №7-8(71-72)
    июль-август 2013


    Наш Опрос
     

    Нефтегазовая отрасль
    Угольная промышленность
    Генерация энергии (тепловая и гидро)
    Атомная энергетика
    Учет и сбыт энергии
    Передача энергии
    Оборудование или услуги для предприятий ТЭК
    ЖКХ
    Промышленность
    Прочее (относится к ТЭК)
    Прочее


    Популярное
     
    Архив новостей
     
    Август 2013 (1)
    Июнь 2013 (9)
    Май 2013 (51)
    Апрель 2013 (50)
    Март 2013 (32)
    Февраль 2013 (42)
    Связь с редакцией
     

    (495)663-88-61

    Наши друзья
     
    Интересное
    XML error in File: http://ieport.ru/feed

    XML error: Invalid character at line 3

     
    Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |  
    COPYRIGHT © 2010 МедиаЦентр All Rights Reserved.
     
    Яндекс цитирования    
     

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.